Свежий воздух? Легче не бывает!

Рекомендуем

Статьи и полезная информация

Замена компрессора

Вопрос о замене компрессора на практике возникает довольно часто. При замене компрессоров работники сервисной службы в первую очередь руководствуются правилом — заменяемый компонент должен соответствовать оригиналу производителя. Так ли это важно? Что делать, если нет возможности использовать оригинальный компрессор, в силу его отсутствия?

Необходимо сделать акцент на чисто геометрическую совместимость компоновочной схемы (совместимость посадочных мест, физический объем компрессора, угол разворота осушителя и так далее).

Наиболее прогнозируемым параметром является соответствие основания компрессора по посадочным местам. Традиционно для крепления роторного компрессора, в наружных блоках используется трехточечное основание в виде равностороннего треугольника. В таблице, подготовленной на базе информации производителей компрессоров, приведены данные о диаметрах оснований роторных компрессоров следующих марок (см. таблицу).

Таким образом, для оборудования с малой холодопроизводительностью (5,000–9,000 BTU), используются в основном компрессоры с диаметром основания 160 или 150 мм. Для моделей с номинальной холодопроизводительностью 12,000 BTU и выше практически все производители используют основание диаметром 176 мм. Из данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что в качестве альтернативы можно использовать компрессор любого производителя с аналогичной холодопроизводительностью.

Как показывает практика, замена вышедшего из строя компрессора любой холодильной машины и, в частности, бытового кондиционера требует выполнения определенных правил, пренебрежение которыми может привести к тому, что выполненная работа и материальные затраты окажутся напрасными и новый компрессор преждевременно выйдет из строя.

Среди причин выхода компрессора из строя отметим следующие:

  • нарушение правил монтажа кондиционера;
  • нарушение правил эксплуатации кондиционера;
  • использование некачественных материалов при монтаже и обслуживании кондиционера;
  • заводской брак.

    Типичными ошибками монтажа являются:

  • отсутствие вакуумирования фреоновой магистрали или недостаточное вакуумирование. Следствие — повышенное давление конденсации, наличие водяных паров во фреоновом контуре. Результатом как правило является пробой изоляции обмотки двигателя компрессора;
  • нарушение правил монтажа фреоновых магистралей, а именно: несоблюдение уклонов, отсутствие маслоподъемных петель, слишком длинные магистрали, заломы труб. Следствие — нарушение системы смазки компрессора;
  • некачественное соединение фреоновых трубопроводов;
  • попадание посторонних предметов в трубопроводы (стружка остатки припоя и флюса, мусор).

    Нарушение правил эксплуатации кондиционеров, к сожалению, занимает далеко не последнее место среди причин выхода из строя компрессоров бытовых кондиционеров. Наиболее характерные из них:

  • включение кондиционера с реверсивным циклом на «тепло» при температурах окружающего воздуха ниже — 5°С;
  • включение кондиционера в режим «тепло» или «холод» при утечке хладагента.

    Оба эти нарушения приводят к тому, что двигатель герметичного компрессора, который, как известно, охлаждается парами хладагента перегревается, меняются смазочные свойства масла, ухудшается сопротивление изоляции, компрессор выходит из строя.

    Кроме того, опасность включения кондиционера на «тепло» зимой, заключается в возможном повреждении клапанной системы компрессора из-за попадания в него жидкого, не испарившегося при низкой температуре хладагента (гидроудар).

    Что касается использования некачественных комплектующих в процесе монтажа, то это в первую очередь относится к медным трубам низкого качества, иногда с мусором или стружкой внутри или же хлада гентов с повышенной влажностью, что чревато поломкой компрессора.

    Заводской брак при изготовлении компрессоров, к счастью, явление достаточно редкое.

    Перед заменой компрессора необходимо составить оптимальный план работы, который во многом зависит от степени и характера загрязнения фреонового контура посторонними примесями.

    Эту информацию можно получить с помощью анализа проб масла компрессора. Для этого производится демонтаж компрессора, масло из которого сливается в чистую емкость, и производится его проверка на:

  • цвет и запах масла;
  • отсутствие посторонних включений;
  • экспресс анализ масла на кислотность.

    Масло должно быть прозрачным, с легким нерезким запахом.

    Темное масло с резким запахом гари указывает на то, что компрессор перегревался, произошло разложение масла. Тест покажет высокую кислотность масла.

    В этом случае необходима промывка всей фреоновой магистрали, включая трубопроводы внутреннего и наружного блоков и соединительной магистрали.

    Если масло мутное и имеет зеленоватый оттенок, то тест на кислотность — положительный. Сопутствующие признаки — внутренние поверхности трубопроводов розового цвета (результат травления меди кислотой).

    Анализ посторонних включений во многих случаях позволяет определить характер повреждения компрессора, например:

  • наличие стальной или алюминиевой стружки указывает на повреждение шатунно-поршневой системы компрессора или клапанов,
  • что может быть результатом нарушения системы смазки компрессора, гидроудара или заводского брака;
  • наличие медной стружки указывает на брак монтажа или некачественные трубы;
  • наличие хлопьев сажи — на короткое замыкание обмотки двигателя компрессора.

    Замена компрессора без промывки блока возможна, если масло прозрачное, без посторонних включений, анализ на кислотность отрицательный. Выполняются следующие работы.

    Монтаж нового компрессора в блок (чтобы исключить попадание окалины внутрь фреоновой магистрали, пайка выполняется с азотом, остатки флюса тщательно удаляются). Замена фильтра-осушителя. Тщательное вакуумирование блока. Заправка блока фреоном через жидкостной порт. Тестовый прогон блока на стенде. Монтаж наружного блока на месте установки кондиционера.

    Замена компрессора с промывкой блока производится, если условия замены без промывки не выполняются, а именно — грязное или «кислое» масло, наличие в масле посторонних включений.

    Сложность замены компрессора в этих условиях определяется большой вероятностью попадания загрязненного масла (распределенного по всем элементам фреоновой магистрали) обратно в компрессор.

    Поэтому необходимо выполнить работы по промывке элементов фреонового контура.

    Сложность конфигурации фреоновой магистрали компрессорно-конденсаторного блока и необходимость тщательного удаления промывочной жидкости из него требуют специального оборудования, оснастки и владения специальными навыками.

    Процедура промывки выглядит следующим образом.

    Фреоновый контур разбирается на составные части:

  • входная магистраль;
  • теплообменник;
  • выходная магистраль.

    Производится промывка каждой отдельной части.

    Производится удаление промывочной жидкости из каждой составной части.

    Производится сборка составных частей.

    В качестве промывочной жидкости могут быть использованы фреоны R-11, R-113 или четыреххлористый углерод. Промывочная жидкость должна отвечать следующим условиям:

  • хорошо растворять минеральное масло и продукты его разложения;
  • не быть агрессивной и ядовитой;
  • иметь температуру кипения при атмосферном давлении выше 25°С.

    Собственно процедура промывки заключается в том, что через промываемое устройство направляется поток промывочной жидкости с помощью специальной промывочной станции или баллона с промывочной жидкостью под давлением азота. Степень промывки контролируется визуально, по прозрачности вытекающей промывочной жидкости.

    После промывки остатки промывочной жидкости удаляются продувкой азотом и тщательным вакуумированием.

    Основной недостаток такого способа — большая трудоемкость, вызванная необходимостью разбирать компрессорно-конденсаторный блок на составные части и удалять из них остатки промывочной жидкости.

    Станция сбора и регенерации, которая может быть использована как промывочная станция, существенно упрощает процедуру промывки и снижает трудозатраты.

    В качестве промывочной жидкости в этом случае может быть использован фреон, на котором работал кондиционер.

    Подготовка компрессорно-конденсаторного блока к промывке заключается в демонтаже компрессора, соединении трубопроводов всасывания и нагнетания, шунтировании расширительного устройства.

    Дополнительно к станции необходимо иметь емкость для фреона с газовым и жидкостным кранами и комплект трубопроводов с запорной арматурой.

    В промытый одним из перечисленных способов блок монтируется компрессор, и проводятся испытания блока на стенде.

    Процедуру промывки можно упростить, если использовать антикислотные фильтры на магистрали всасывания. Учитывая, что компрессор перекачивает фреон в определенном направлении, можно ограничиться промывкой участка фреоновой магистрали от антикислотного фильтра до входа в компрессор, а остальную «грязь» собрать на антикислотный фильтр. Однако одного фильтра в этом случае недостаточно, требуется замена первого фильтра примерно через 2 часа работы кондиционера.

    Значительные временные затраты, необходимые для выполнения должным образом всех перечисленных процедур, на деле оборачиваются реальной экономией денег, что, в свою очередь, работает на авторитет ремонтника, обеспечивая надежную и безотказную работу отремонтированного оборудования.

    ← К списку статей

  • Реклама



    Партнеры: